Общее высшее образование (бакалавриат)
Факультет |
|||||||||||
Код специальности по классификатору Республики Беларусь | 6-05-0511-01 | ||||||||||
Название специальности | Биология | ||||||||||
Квалификация |
Биолог. Преподаватель |
||||||||||
Специализации (при наличии) | Профилизации: Биоразнообразие, Общая физиология и биохимия, Генетика и Молекулярная биология | ||||||||||
Срок обучения | дневная 4 года; заочная 5 лет | ||||||||||
Язык обучения | Русский | ||||||||||
Аннотация | Обучение на данной специальности связано с выбором студентами отдельной профилизации, каждая из которых отличается своей программой обучения и обеспечивается 6 кафедрами: ботаники, генетики, зоологии, клеточной биологии и биоинженерии растений, молекулярной биологии, физиологии человека и животных. Обучение на кафедре ботаники будет интересно тем, кого привлекает исследование биоразнообразия растений, водорослей, грибов, лишайников на различных уровнях их организации (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном и др.), а также мониторинг видового состава указанных групп организмов; изучение хозяйственно-полезных растений, грибов и спектра их практического применения; выявление патогенной микобиоты, выяснение механизмов устойчивости растений и разработка защитных мероприятий с использованием современных технологий. Обучение на кафедре генетики будет интересно и полезно тем, кого интересует организация генетического материала у любого объекта нашего мира, кто за терминами наследственность и изменчивость видит бесконечные нити нуклеиновых кислот, упорядоченная структура которых предопределяет то, кем мы станем и какими будем. Знания, полученные на кафедре генетики, позволят Вам разгадать эволюционные загадки прошлого, а вскрытые коды и шифры - снять завесу таинственности с настоящего и ближайшего будущего. Мы научим Вас не только описывать то, что нас окружает, но и создавать нечто новое, чего еще не было. Обучение на кафедре зоологии предполагает профилизацию в области изучения биоразнообразия и предназначена для тех, кому интересны как полевые, так и лабораторные исследования животных, наблюдения за ними в природе и эксперименте, научные экспедиции, ведение зоокультур, технологии защиты растений от вредителей, различные аспекты использования компьютерных информационных технологий при изучении животных (видео-, аудиорегистрация; геоинформационные системы; компьютерная планиметрия). Обучение на кафедре клеточной биологии и биоинженерии растений предназначено для тех, кому интересны механизмы функционирования и регуляции физиологических процессов растений на разных уровнях организации (молекулярном, клеточном, субклеточном, организменном) в изменяющихся условиях окружающей среды; кто хочет принять участие в научных исследованиях, связанных с созданием новых эффективных биотехнологий и систем анализа на основе культур клеток растений, с разработкой и оптимизацией современных методов микроклонального размножения декоративных растений, с установлением генетических и физиологических механизмов окислительного стресса, запрограммированной клеточной гибели и автофагии у высших растений, с анализом перестройки фотосинтетического аппарата высших растений при тепловом стрессе, атаке патогенов и других воздействиях, с разработкой нейронных сетей для распознавания видов и сортов растений, их физиологического состояния и поражения патогенами, а также математическим моделированием биологических систем и анализом изображений растений. Обучение на кафедре молекулярной биологии предназначено для тех, кого привлекает познание процессов, которые происходят в клетках различных организмов на самом тонком молекулярном уровне, кто хочет понять механизмы функционирования основных биологических макромолекул, принципы внутриклеточной регуляции и механизмы взаимодействия клеток между собой, кто интересуется технологиями получения новых комбинаций генетического материала с помощью манипуляций с молекулами нуклеиновых кислот и переноса созданных конструкций генов в другой организм, кто хочет овладеть современными информационными технологиями расшифровки и функциональной характеристики геномных последовательностей, основами структурной, функциональной и вычислительной геномики, системной биологии. Обучение на кафедре физиологии человека и животных будет интересно тем, кому интересны общие и частные механизмы функционирования здорового организма человека и животных, его структурных элементов (органов, тканей, клеток) в различных условиях жизнедеятельности. Обучение проходит на базе кафедр факультета, которые оснащены самым современным оборудованием и реактивами, а также в филиалах на базе научных учреждений Национальной академии наук Беларуси. Помимо высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава кафедр, к учебному процессу привлекаются специалисты из разных областей биологии Национальной академии наук Беларуси. | ||||||||||
Преимущества обучения по данной специальности | Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, успешно сочетающий преподавательскую и научную деятельности. Возможность участия в программах академической мобильности с многими университетами ближнего и дальнего зарубежья. Комфортабельное общежитие (100 % студентов 1 курса обеспечены проживанием). Студенческая наука. Спортивные секции и творческие коллективы, студенческие органы самоуправления. | ||||||||||
Описание обучения | Обучение проводится в период с 1 сентября по 30 июня, один учебный год включает 2 семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией и затем каникулами. В конце 4 и 6 семестров студенты пишут курсовую работу, в 8 семестре — защищают дипломную работу и сдают Государственный экзамен по специальности. В процессе учебы студенты проходят следующие практики: учебная зоолого-ботаническая (после 1 и 2 курсов), учебная ознакомительная (после 2 курса), учебная по профилизации (после 3 курса), производственная педагогическая (на 4 курсе) и преддипломная (в конце 4 курса). Практики проходят на базе факультета и УГС «Западная Березина» (1–2 курсы), различных научно-исследовательских учреждений и предприятий, а также общеобразовательных учреждений. | ||||||||||
Основные изучаемые дисциплины |
|
||||||||||
Профессиональные и универсальные компетенции, формирующие академическую, практическую, общекультурную и социальную составляющие, которыми будет обладать выпускник | Специалист будет подготовлен к: проведению теоретических и прикладных научных исследований; использованию биологических методов исследований при анализе современных естественнонаучных процессов; управлению технологическими процессами, подразделениями биотехнологического профиля; владению навыками управления трудовыми коллективами; осуществлению педагогической и методической работы в области биологии и ее приложений; управлению учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельностями обучающихся | ||||||||||
Где может работать выпускник, возможная должность на первом рабочем месте | В органах охраны природы и управления природопользованием (учреждения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства сельского хозяйства, Госкомгидромета, местных административных органов); в научно-исследовательских учреждениях биологического профиля; в медицинских учреждениях; на предприятиях пищевой, перерабатывающей, микробиологической, фармацевтической, косметической промышленностей, агропромышленного комплекса; в экспертно-криминалистических центрах; в общеобразовательных и специальных учебных заведениях; в учреждениях среднего, средне-специального и высшего образования; в заповедниках, ботанических и зоологических садах, национальных парках, специализированных и природоведческих музеях | ||||||||||
Возможность продолжения образования после получения специальности — специальности магистратуры на факультете, или аспирантуры для магистерских специальностей | Магистратура: специальности 7-06-0511-05 Биоинформатика; 7-06-0511-02 Биохимия; 7-06-0511-03 Микробиология; 7-06-0511-01 Биология | ||||||||||
Отзывы выпускников |
– Обучение на Биологическом факультете БГУ стало одним из основополагающих этапов в моей жизни. Я горжусь своим образованием и бесконечно дорожу дружбой и знакомством с выпускниками факультета. И дело не только в тех уникальных современных знаниях, которые я здесь получил. Критически мыслить, планировать и проводить научные исследования, работать в команде, творчески подходить к решению сложных многофакторных задач, ценить жизнь во всех её проявлениях и пользоваться многообразием жизненных стратегий - вот примеры тех умений, которые я приобрел на Биофаке, которые никогда не устареют и которые не раз помогали мне добиваться успехов. Факультет, посвященный наукам о жизни, стал для меня настоящей школой жизни. Спасибо Биофаку и кафедре генетики. Спасибо всем тем, кто делает его одним из лучших факультетов БГУ |
||||||||||
С теплотой и ностальгией вспоминаю обучение на биологическом факультете, именно благодаря ярким лекциям, практическим занятиям и семинарам в течение обучения, я выбрала путь научного сотрудника. Какое-то время я колебалась в выборе специализации, но сейчас очень рада, что выбрала кафедру молекулярной биологии и своего научного руководителя, Николайчика Евгения Артуровича. До сих пор помню тот момент, когда первый раз переступила порог 126-го кабинета, то волнение и предвкушение перед встречей с наукой. Это было по истине увлекательное время, и я очень рада, что могу и в данный момент поддерживать научные связи с биологическим факультетом. Всегда с гордостью рассказываю своим французским коллегам о исследованиях на биофаке на кафедре молекулярной биологии и микробиологии. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что не ошиблась с выбором факультета и кафедры. |
|||||||||||
– Мое поступление на биологический факультет было изначально мотивировано желанием попасть на кафедру зоологии, которое в свою очередь было вызвано всепоглощающей любовью к животным. С первого года учебы я поняла, что мое желание абсолютно обосновано (с первого курса у нас преподают зоологию). Как только я показала интерес к предмету, преподаватели кафедры зоологии сразу предложили участвовать в научной работе и даже предложили темы будущих потенциальных исследований. Такое неравнодушное отношение к подрастающему поколению не может не радовать. Меня снабдили необходимым оборудованием, местом работы, научной литературой и научили основам работы с материалом (насекомыми), который тоже был предоставлен. Как только была необходима помощь с работой с литературными источниками и материалом исследования, мне ее тут же оказывали. Кроме этого, научный руководитель требовал регулярного участия в конференциях (локальных и международных) и публикации результатов исследований. Следует отметить, что в первые годы учебы студент очень не уверен в себе и в своей работе. Но когда тебя поддерживает кафедра, и ты чувствуешь, что твоя работа и вовлечение необходимы, неуверенность в себе как-то утихает и сменяется еще большим интересом к предмету и теме исследования. На протяжении пяти лет учебы в БГУ меня всячески поддерживала кафедра зоологии, и это не только преподаватели, но и лаборанты, которые всегда оказывали помощь. С третьего курса кафедра зоологии мне дала возможность также подрабатывать лаборантом в свободное от учебы время. Это было прекрасное время, в которое мне удалось познакомиться с преподавателями и лаборантами кафедры поближе и также немного улучшить свое финансовое положение. Опыт практики на Беломорской биостанции МГУ помог мне в выполнении исследований гребневиков при подготовке магистерской диссертации в Университете Лунда (Швеция), а уровень специальной подготовки на кафедре позволил успешно выполнить диссертационное исследование в докторантуре в Базеле (Швейцария). В заключении я хочу отметить, что постоянное вовлечение научного руководителя в научную работу студента и поддержка кафедры являются неотъемлемыми в воспитании будущего ученого и необходимой базой для его становления. Эти качества абсолютно соответствуют кафедре зоологии БГУ. |