Факультет
|
Филологический факультет
|
Код специальности по классификатору Республики Беларусь |
7-06-0232-02 |
Название специальности |
Литературоведение
|
Квалификация |
Магистр |
Срок обучения |
Очно – 1 год
|
Язык обучения |
Русский, белорусский
|
Аннотация. Для кого предуссмотрена программа, кому будет интересно обучаться по прграмме, особенности, отличия от других, чем интересна программа, на что ориентирована программа, какова специфика, зачем учиться именно у нас, как проходит обучение, какие специалисты привлекаются к учебному процессу, где проходят практику, какие организации, предприятия посещают (данная информация предназначена для иностранного абитуриента, для его привлечения и максимальной заинтересованности в выборе именно этой специальности, поэтому информация должна быть представлена простым, понятным для абитуриента и его родителей языком) |
Литературоведение – специальность, в рамках которой дается представление художественной литературы как феномена культуры, изучаются закономерности развития литератур (белорусской, русской) с опорой на новейшие достижения в области теории литературы (метод, направление, жанр, стиль, традиция, новаторство и т. д.); расширенное изучение современных отечественных и зарубежных концепций теоретического литературоведения; взаимодействие и взаимовлияние литератур; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области литературоведения и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе. С квалификацией магистра легче устроиться на престижную работу. Получая магистерскую степень, студент может освоить новую профессию по смежной или другой специальности. Большую часть времени в магистратуре студент занимается отработкой навыков: от кейсов до собственных исследовательских проектов. Обучение в магистратуре предполагает меньше контроля и жестких рамок: студенты занимаются самостоятельными исследованиями, разработкой интересующих их тем. Общение с преподавателями проходит чаще в форме дискуссий. Здесь больше места для свободы творчества, больше самостоятельности. Обстоятельная лингвистическая и литературоведческая подготовка позволяет вести теоретические и прикладные исследования, осуществлять литературно-редакционную деятельность в научных издательствах и СМИ. Обучение проходит в многокультурной среде, где студенты работают бок о бок с профессорами и сокурсниками из разных стран. |
|
Преимущества обучения по данной специальности |
Большинство преподавателей имеют ученую степень и звание, занимаются научным исследованиями. К каждому магистранту применяется индивидуальный подход в зависимости от его уровня знаний и языка (для иностранных студентов). Комфортабельное общежитие (обеспечены 40 % белорусских граждан и 100 % иностранных студентов). Студенческая наука. |
|
Описание обучения |
Обучение проводится в период с 1 сентября по 30 июня. Зимой, между семестрами, предусмотрены 2 недели каникул. В 1-ом и 2-ом семестрах магистранты сдают зачёты и экзамены по изученным дисциплинам, в конце обучения (во 2-ом семестре) проходят итоговую аттестацию и защищают магистерскую диссертацию. В процессе учебы магистранты проходят научно-педагогическую практику на филологическом факультете БГУ. Обучение проводится в первую/вторую смену. Возможно дополнительное изучение дисциплин "Философия и методология науки", "Иностранный язык", "Основы информационных технологий" с последующей сдачей кандидатских экзаменов и зачета, которые необходимы для поступления в аспирантуру. |
|
Основные изучаемые дисциплины |
Дисциплина |
Зачетные единицы (EСTS) |
Количество часов |
Методология литературоведческого исследования |
6 |
210 |
Актуальные проблемы современного литературоведения |
3 |
108 |
Поэтика художественного текста |
3 |
110 |
Литературное архивоведение и музееведение |
3 |
108 |
Художественный текст в научном дискурсе |
3 |
94 |
Методика преподавания литературы в высшей школе |
3 |
108 |
Реализм, модернизм и постмодернизм в мировой литературе |
3 |
94 |
Теория и история стиховедения/ Поэтика драмы и романа |
3 |
94 |
Мировое искусство слова в белорусской литературной рецепции XX-XXI вв. |
3 |
94 |
Мир в литературной парадигме XX-XXI вв. |
3 |
108 |
Художественный перевод и межкультурная коммуникация |
3 |
100 |
|
Профессиональные и универсальные компетенции, которыми будет обладать выпускник |
В процессе обучения у магистрантов формируются следующие компетенции: - владение основными методами и методологией литературоведческих исследований - способность определять актуальные проблемы современного литературоведения в системе гуманитарного знания - способность применять методы научного познания - способность анализировать современные источники информации, выделять наиболее существенные факты и явления - знание и способность выявлять составляющие поэтики в процессе научного анализа художественного текста - способность использовать в процессе научного исследования понятийно-категориальный аппарат, принятый в профессиональной среде, в том числе на иностранном языке - способность выполнять необходимые виды литературоведческого анализа при решении научно-исследовательских задач |
|
Где может работать выпускник, возможная должность на первом рабочем месте |
- Преподаватель высшего учебного заведения - Младший научный сотрудник - Вакансии, связанные с научной деятельностью, а также с учебно-методическим обеспечением и образовательными инновациями в области литературоведения |
|
Возможность продолжения образования после получения специальности — специальности магистратуры на факультете, или аспирантуры для магистерских специальностей
|
Окончание магистратуры по специальности "Литературоведение" дает возможность продолжить обучение в аспирантуре преимущественно по следующим специальностям: 10.01.01 Белорусская литература 10.01.02 Русская литература 10.01.03 Зарубежная литература 10.01.08 Теория литературы. Текстология |
|
|
"Чжан Сюнь (Китай), выпуск 2022, аспирант кафедры теоретического и славянского литературоведения филологического факультета БГУ: |
|
Обучение в магистратуре по специальности "Литературоведение" помогло мне узнать больше не только о литературе, но и о фольклоре. Я смог открыть для себя богатство и красоту устного народного творчества, что определило направление моего дальнейшего пути в науке: я продолжил свое обучение в аспирантуре по специальности "Фольклористика". Опыт работы в магистратуре сформировал основу для моей исследовательской деятельности и критического аналитического мышления. Пройденный мною путь на второй ступени получения высшего образования служит наглядным примером того, как магистерское образование может способствовать развитию исследовательского потенциала и открывает возможности для продолжения учебы на более высоком уровне. Я рекомендую обучение по данному направлению всем, кто стремится расширить свои познания в области литературы, фольклора, культуры |
|